Титаны настольного мира

05.04.2020 г.         Автор Константин Черницын


В данной статье мы предлагаем краткую, ознакомительную экскурсию по одним из самых значительных и комплексных игр последних лет. Почти все из них выходили на русском языке, и их возможно найти в большинстве магазинов настольных игр.

 

Всеобщий любимец среди титанов настольных игр – «Рыцарь-маг» Влады Хватила.

Игру настолько сильно обожают, что несмотря на все возможные препоны для успешной реализации тиража (тяжеловесность, цена, довольно несговорчивое оригинальное издательство), ее все равно локализовали едва ли не только из-за того, что она нравится директору «Лавки Игр».

Игроки принимают роль рыцарей-магов – гостей из другого измерения, пришедших из порталов чтобы завоевать фэнтезийный мир. Для этого вам придется сражаться с монстрами, осаждать города, следить за репутацией, нанимать отряды и собирать кристаллизованную ману для заклинаний.

У игры есть определенный набор недостатков – долгие партии, длинные и чрезвычайно детальные правила мелким шрифтом, требование быть очень внимательным, чтобы не забывать о мелких нюансах. Это игра не для широкого круга игроков, любого встречного за игру не посадить не удастся.

Но все это с лихвой окупается тем, что перед вами раскладывается настольные Heroes of Might & Magic – или, если быть совсем уж точным, King’s Bounty. Игровой процесс очень похож: ваш герой собирает армию, прокачивается и путешествует по миру, сражаясь с нейтральными монстрами и собирая ценности по округе. Можно смело сказать, что это один из самых близких аналогов какой-либо видеоигры среди настольных игр.

 

Другим аналогом видеоигры, но уже чуть менее прямым, можно считать «Сквозь Века: Новая История Цивилизации». Игра от того же автора, чешского геймдизайнера Хватила. В этот раз Влада попытался воспроизвести Sid Meyer’s Civilization.

Поначалу может показаться, что с «Цивилизацией» у игры не так много общего: карточки, кубики какие-то, больше похоже на евро. Здесь нет поля с картой Земли, не приходится «перекрашивать» территорию в цвет своих границ, основывать города и двигать армии.

Вместо этого здесь надо покупать и разыгрывать карты, которые изображают технологии, армии, чудеса света и великих людей. Также карты изображают новооткрытые земли, войны и различные кризисы, вроде чумы и революций.

Для розыгрыша карт вам придется жонглировать кубиками граждан и их настроением, ресурсами которое производит ваше государство, и улучшать постройки. Очень важно выбирать правильный тип правительства, больше всего подходящий к нынешней ситуации и вашим планам.

Механически и внешне игра не очень похожа на «Цивилизацию», и может оттолкнуть, если у вас будут какие-то определенные ожидания. Но по духу и атмосфере она, пожалуй, будет ближе к первоисточнику, чем «Цивилизация Сида Мейера» и «Цивилизация: Новый Рассвет» от FFG.

 

Другой титан в настольном мире – глобальная космическая стратегия от все тех же FFG, «Сумерки Империи».

С 1996-го по 2017-ый игра пережила уже четыре переиздания, в которых понемногу улучшались внешний вид и полировались механики – но ключевым словом будет «понемногу». В принципе, даже самую новую редакцию (четвертую) впору называть гостьей из прошлого: одна партия длится неприличные в нынешних реалиях 6-8 (а то и больше) часов, и игра совершенно спокойно займет без остатка самый большой стол почти в любом доме.

Однако, это не просто «имиджевый проект для старичков». В обмен на громоздкость и некоторые другие недостатки, игра предлагает очень крепкую дипломатию и сильное разнообразие сторон: игра за торговцев-Хаканов совершенно точно будет ощутимо отличаться от партии, где вы выберете охотящегося за чужими технологиями Некровируса или скитающихся по космосу Сааров.

Десять видов миниатюр для каждого игрока, 17 видов рас, сотни мелких карточек технологий, политик и секретных целей. Все это создает эпичные партии, которые вы будете вспоминать и обсуждать неделями.

 

Если же вас все еще пугает необходимость просидеть за столом полдня, существует альтернатива – «Eclipse: New Dawn for the Galaxy».

Это гораздо более быстрая игра (часа на 2-4), которую впору назвать скорее евро чем стратегией. Но она успешно маскируется под глобальную космическую 4X, еще и имея преимущества которых нет у конкурентов.

Здесь нет такой же напряженной дипломатии, голосований по различным законам и большого разнообразия рас, как в «Сумерках Империи». Но зато в ней очень детальное конструирование кораблей из множества запчастей. Ход проходит по гораздо более простым и логичным принципам. Постоянная нехватка ресурсов и действий принуждает к тому, чтобы планировать на несколько ходов вперед. А кроме того, здесь вам доведется изучать космос и открывать карту в течение всей партии – в тех же «Сумерках Империи» карта наоборот, с самого начала открыта и целиком формируется в начале игры.

Базовая игра может наскучить после десятка партий, однако у «Eclipse» существует много промо-дополнений с необычными локациями (вроде черных дыр и сверхновых), заметно разнообразящие исследование космоса, а также три больших дополнения. Все из них добавляют новые механики с компонентами, и отбивают «привкус евро» у игры, попутно добавляя разнообразия.

В данный момент у этой евро-стратегии не существует русской локализации, однако планируется выход второй редакции – «Eclipse: Second Dawn for the Galaxy». И вот о локализации второй редакции издательство Crowd Games уже четко и недвусмысленно заявляло.

В «Second Dawn for the Galaxy» заодно улучшат внешний вид, эргономику, каждая раса получит уникальные миниатюры кораблей (вместо однотипного пластика из первого издания), а также будут внесены несколько поправок в правила.

 

Еще одна «как-бы-стратегия-да-не-совсем» из евро, достойная упоминания – это «Серп».

Мир игры – альтернативное начало 20-го века. Благодаря изобретениям Николы Теслы стали распространены огромные мехи, самых разнообразных и нелепых форм, небесные корабли, персональные экзокостюмы на дизельной и электрической тяге. Разумеется, все это стало использоваться в первую очередь как армейское оснащение и техника.

Вооруженные новенькими игрушками, европейские державы погрузились в Великую войну, чуть друг друга не перебили, и едва смогли остановиться на самом краю пропасти.

В это неспокойное время, сразу после завершения войны, вас – эмиссара одной из великих держав – отправляеют к Фабрике, бывшей резиденции Теслы, откуда вышли все его великолепные и чудовищные изобретения.

Сейчас принято «Серп» и его автора, Джейми Стегмайера, поносить и ругать при каждом упоминании. Искушенным игрокам сам «Серп» уже примелькался, а автор надоел вездесущностью – но, в действительности, это очень неплохая игра. В ней весьма ловко скомпилированы механики и мелочи из других игр (например, накладываемые на планшеты компоненты из вышеупомянутого «Eclipse»), каждая из держав получила по выделяющейся особенности, на которой можно строить стратегию, и все это весьма достойно оформлено художником Якубом Розальским.

У игры вышло три дополнения (одно из которых – кампания с ветвящимся сюжетом), а в планах компьютерная стратегия в том же мире. Можно смело сказать, что Серп выстрелил как следует, несмотря на предубеждение некоторых игроков.

 

Варгеймы –гигантский пласт настольных игр, но у которого достаточно узкий круг игроков. По сути, это нишевые проекты для энтузиастов, готовых ради историчности и детальности происходящего чем-то пожертвовать. Чаще всего в итоге страдают оформлением и дружелюбность правил.

Но среди любых нишевых проектов есть исключения, которые неожиданно выстреливают и могут заинтересовать широкую публику. В данном случае ими стали «Сумеречная Борьба» и «Ни шагу назад».

«Сумеречная борьба» – дуэльная игра о холодной войне. Один из игроков принимает роль СССР, другой – США. В течение 10 раундов оба пытаться набрать 20 очков или захватить ключевые области, не скатив конфликт в открытое противостояние с использованием ядерного оружия.

«Ни шагу назад» – уже более традиционный варгейм, с гексами и юнитами в виде квадратных фишек. Игра посвящена Великой Отечественной войне, и тоже рассчитана на двоих игроков.

Обе игры, хоть и используют фишки для отображения юнитов или контроля над страной, в действительности управляются при помощи розыгрыша карт. Это позволяет как разгрузить правила от излишних действий и нюансов, так и добавить больше исторической подоплеки в происходящее. А в выигрыше, в итоге, остаются не только хардкорные варгеймеры, но и любители более распространенных игр – им не приходится изучать похожие на телефонные справочники правила, и можно просто насладиться процессом.

 

Площадка народного финансирования Kickstarter породила много современных франшиз и игр, на выпуск которых настольные издательства самостоятельно не решились бы.

Одной из таких игр стал «Зомбицид» – кооперативная попытка спастись из здания или улицы, которые до отказа забиты зомби. Некоторые из мертвецов еще и успели мутировать, став гораздо опаснее толп еле волочащих ноги «собратьев».

Из всех перечисленных здесь игр «Зомбицид» может показаться совсем простым, в чем-то даже примитивным – но это только пока вы не посмотрите на дополнения. Вышло буквально десятки отдельных коробок с новыми персонажами и видами зомби (например, собаками); три больших дополнения, два из которых абсолютно самостоятельны; две книги с компиляцией правил и сценариев.

Если вам этого покажется мало, то было еще две альтернативные версии «Зомбицида» - фэнтезийно-средневековый «Зомбицид. Чёрная чума», и пока еще не локализованный научно-фантастический «Zombicide: Invader», где вы в качестве отчаявшихся космодесантников отбиваетесь на далекой планете уже не от зомби, а от столь же несметных толп пришельцев.

Стоит ли говорить, что эти версии тоже имеют тучу дополнений с миниатюрами, экипировкой, сценариями и новыми механиками?

Кроме того, в этом году грядет второе издание первого «Зомбицида», в котором собираются обновить дизайн и добавить новых механик.

Так что, несмотря на кажущуюся простоту и легкомысленное оформление, старательно пародирующее фильмы про зомбиапокалипсис, не стоит недооценивать ширину и популярность этой игры.

 

Один из наиболее любимых «титанических» жанров в настольных играх – это данженкравлики (походы групп героев в подземелья, полных монстров).

Корнями эти игры растут из полноценных настольных ролевых игр, вроде D&D – если быть точным, чаще всего они пытаются воспроизвести исследование подземелий и тактическую боевку.

Вышеупомянутый Kickstarter очень сильно поспособствовал расцвету жанра. В этих играх обычно требуется много миниатюр, тайлов с комнатами, карт на все случаи жизни и прочих компонентов, влетающих жадному издателю в копеечку.

Довольно долгое время «мастхэвом» считался «Descent. Странствия во тьме» второй редакции, но не столько из-за собственных достоинств, сколько из-за доступности и сбалансированности. Поскольку игра была от FFG, ей остро требовалось докупать дополнения чтобы раскрыть игровой процесс в полной мере – а дополнений вышло около 40 штук, что влетало в копеечку уже игрокам.

Однако прошло несколько лет, и Descent’у уже было нелегко почивать на лаврах: игры с Кикстартера становились лучше и качественнее, меньше напирали на количество миниатюр и все чаще предлагали что-то необычное.

 

Две вышедшие в один год игры стали прорывом для жанра, который довольно долго топтался на месте.

Первой был «Клинок и Колдоство», который, несмотря на некоторую тяжеловесность, предлагал ветвящиеся сценарии с кучей триггеров, занятную концепцию возрожденных героев древности, систему морали и детальными инструкциями-скрипты для монстров.

Однако это все еще был скорее проект с Кикстартера, страдающий соответствующими «болезнями»: много миниатюр, много дополнений. Большинство всего этого добра было просто некогда обещано вкладчикам в качестве плюшек, в обмен на большие финансовые сборы.

Следующая игра затмила все, что выходило до нее – это был «Мрачная Гавань», который и по сей день занимает первое место в топ-100 международного рейтинга BGG.

«Мрачная Гавань» отказался от нарезки содержимого на отдельные дополнения, тонны пластиковых миниатюр и эксклюзивов, доступных исключительно вкладчикам. Вместо этого автор, Айзек Чайлдерс, просто создал поистине титаническую игру: 90+ сценариев, 46 видов противников, 17 классов (из которых 10 надо открыть по ходу игры), больше тысячи карт – и все это с минимумом пластиковых фигурок. И все это сдобрено инновационной игровой механикой.

Игра весит 8.6 кг., без машины ее можно считать нетранспортабельной, и она занимает весьма нескромных размеров коробку – но по сути Айзек совершил подвиг. Этой игре не нужны дополнения, она абсолютно полноценна, и предлагает уникальный опыт с процессом, в котором на первом месте стоит слаженная командная работа.

 

Однако стоит отметить, что авторы «Зомбицида» и к данженкраливкам успели приложить руку, выпустив «Кромешную тьму».

В сущности, они просто переделали все тот же «Зомбицид». Привычные механики переложены на другую тему – с убийства орд зомби и выживания, на походы в подземелья и сражения с монстрами. Однако авторы не просто клонировали собственную игру: здесь больше видов противников, которые отличаются друг от друга не только внешним видом. Монстры тоже кидают кубики, и могут промахнуться, атакуя ваших героев (не то что зомби, которые автоматически по вам попадают). Прокачка героев гораздо более детальная и более ветвящаяся.

Кроме того, здесь ввели режим кампании – между сценариями с единым сюжетом ваши герои будут переходить, сохраняя уровень и экипировку.

В принципе, «Кромешная тьма» была создана чтобы занять нишу «простого данженкравлика» – игры, которая не требует много времени, но при этом не жертвуя оформлением или количеством миниатюр. И в, отличие от «Мрачной Гавани» с «Клинком и Колдовством», «Кромешная тьма» лежит в квадратной коробке стандартного формата, которую легко привезти с собой в гости или кафе.

На чей-то взгляд простота может стать минусом, но для любителей «Зомбицида» или не желающих закапываться в нюансы, это хороший вариант, чтобы попробовать новый жанр.

 

Следующий титан может показаться скромным на фоне предыдущих игр, раз у него нет тонны миниатюр. Но не стоит обманываться, «Покорение Марса» – игра весьма важная и выделяющаяся среди прочих настолок.

Это карточная игра о терраформировании красной планеты. В будущем объединенное правительство Земли дает вам, главам гигантских корпораций, ответственное задание: создать приемлимые условия для жизни на Марсе, чтобы переселить с загаженной Земли человечество.

Этот огромный и тяжелый проект, впрочем, будут заканчивать уже ваши потомки: нужно поднять температуру, создать океаны и кислородную атмосферу на планете, где по сути вообще ничего нет.

Игра вертится вокруг двух вещей: карт проектов и поля. Поле Марса отображает успехи терраформирования по кислороду, температуре и океанам, а также владения ваших корпораций на поверхности. Карты же – это основной способ получать ресурсы, изменять планету и добиваться победных целей.

Многие основные действия можно выполнять за деньги и без карт, это будет дороже и не так эффективно – в первую очередь потому, что из карт складываются весьма неплохие комбинации.

Однако, в первую очередь, вам следует озаботиться прибылью: все действия в игре, даже получение новых карт и выполнение победные целей, требуют денежных затрат. К сожалению, бесплатно спасать человечество никто не собирается, и поначалу правительство Земли финансирует вас весьма скромно.

У «Марса» вышло уже довольно много дополнений, предлагающих помимо Марса заняться колонизацией Венеры и спутников Сатурна, альтернативные игровые поля (с другими победными условиями и местностью), добавляют Комитет который может подкорректировать ваши планы, и всевозможные кризисы.

Наконец, одна из самых прорывных игровых механик последних лет – «легаси» (legacy, «наследие»). В таких играх решения игроков переходят из партии в партию: вы можете уничтожать и изменять компоненты, а спустя десяток игр правила могут измениться до неузнаваемости. В каждой компании игра становится уникальной из-за решений игроков, и вы не знаете что вас ждет в следующей партии. «Пандемия: Наследие» – в данный момент самый удачный пример использования этой механики.

Как и в обычной Пандемии, вы – врачи, путешествующие по миру и борющиеся с эпидемиями. В первый раз даже кажется, что нет никаких отличий от стандартной «Пандемии» – но в конце партии одна из болезней мутирует, и становится для вас и всего мира чудовищной проблемой.

С мутировавшей болезнью придется разбираться в течение игрового года, постепенно раскрывая запечатанные черные коробки с номерами. Каждый месяц – это одна или две партии; таким образом, на полное прохождение игры и раскрытие сюжета, уйдет от 12 до 24 партий.

«Пандемия: Наследие – Второй сезон» – прямое продолжение первой игры. Спустя 71 год вы живете в разрушенном и опустошенном эпидемией мире. Вы – выжившие с плавучих станций, которые поддерживают контакт лишь с крупными городами; пришло время открыть Землю заново, и снова начать бороться с почти уничтожившими человечество вирусами.

Обе игры предлагают весьма необычный игровой процесс, в ходе которого вам придется рвать карты, наклеивать на поле и в правила наклейки, открывать новые компоненты и иногда переворачивать победные условия с ног на голову. Даже проигранные партии оставляют последствия для последующих игр, и двигают сюжет в новом направлении.

 

Далеко не все значимые игры столь же комплексны и требуют много времени и места, как вышеописанные. Строго говоря, хоть и считается что настоящие «гики» сидят и играют только в подобные настолки, на самом деле у многих людей игровые коллекции состоят из игр гораздо проще.

Но мало что может сравниться с партией, в ходе которой вы усеяли целый стол рядами карт, отбиваясь от вражеских армий или монстров на гигантской карте. Впечатления о прошедшей игре могут обсуждаться еще месяцами после ее завершения – и, в основном, нечто подобное вам могут подарить только настольные «титаны» и похожие на них игры.