Настольный Лавкрафт

08.05.2020 г.         Автор Константин Черницын


Так сложилось, что одна из самых популярных тем в настольных играх – это рассказы Говарда Лавкрафта и его последователей. Игры выходят самых разных жанров, и охватывают весь спектр серьезности – от гнетущих триллеров, которые действительно пытаются ухватить атмосферу оригинала, до абсолютно несерьезных пародий.

В этом обзоре мы расскажем о наиболее значительных играх, действие которых происходит в Мифосе Лавкрафта, по возможности локализованных.

 

Среди всего дальнейшего разнообразия сильнее всего выделяются игры от издательства FFG. Одна из самых успешных серий игр – Ужас Аркхэма (вторая редакция) берет начало в 2005-ом году, с ремейка «Ужаса Аркхэма» - первой редакции, выпущенной в далёком 1987 году.

Авторы оставили название и общую суть неизменными: игроки в качестве сыщиков отправляются в Аркхэм начала XX-го века, пытаясь остановить пробуждение могущественного Древнего. Для этого необходимо сражаться с монстрами, закрывать врата в иные миры, заботиться о своем физическом и психическом здоровье, а также посещать различные учреждения и места в Аркхэме, надеясь найти что-нибудь полезное.

Игра оказалась не совсем близка к Лавкрафту по духу – здесь в порядке вещей увидеть почти съехавшую с катушек монашку верхом на мотоцикле, которая разносит головы монстрам из дробовика. Но многим «Ужас Архэма» полюбился за свою собственную, малость безумную атмосферу, высокую (но не запредельную) сложность и множество контента: к игре вышло еще восемь дополнений (одно из которых переиздали).

Три из них расширяли местность, и предлагали помимо Аркхэма также посетить соседние Данвич, Инсмут и Кингспорт. Дополнения поменьше добавляли новые контакты в уже существующие локации, а также пополняли список доступных предметов, сыщиков и Древних, усиливая реиграбельность.

 

В 2013-ом году FFG выпустили обновленную версию – «Древний Ужас». В этот раз они ощутимо переработали все, на что упал их взгляд – от обстановки и масштаба (теперь сыщики боролись с непостижимыми ужасами не только в Аркхэме, но и по всему миру), до механики, эргономики и удобства. Но в целом это была примерно та же игра.

Из-за сходств довольно многие фанаты восприняли в штыки эти изменения. Особенно в свете того, что FFG почти не скрывали, как заранее отпилили от базовой игры кусок лишь для того, чтобы продать под видом дополнения («Забытые тайны»).

Однако, многие другие оценили более четкие и структурированные правила и большее разнообразие ситуаций. А также постоянное появляющиеся в дополнениях новые механики, расширение локаций, пополнение буквально всех колод, и стремление авторов все сделать максимально наглядным и интуитивным.

Как и в прошлый раз, некоторые из этих дополнений обратили более пристальное внимание на некоторые отдельные локации – Антарктиду, Египет и таинственный Мир Грёз.

До сих пор люди устраивают жаркие споры, какая же из этих двух версий лучше – что в принципе уже говорит о том, что они обе заслуживают внимания.

 

В 2018-ом «эстафетная палочка Лавкрафта от FFG» была передана в очередной раз – теперь ее принял «Ужас Аркхэма (Третья редакция)».

В этот раз, все по-настоящему перелопатили с точки зрения механики, и все сделали с нуля оставив только самую суть: вы снова сыщики в сонном Аркхэме, где по ночам происходит что-то зловещее и неправильное. В остальном, игру фактически придумали заново.

Из хаотичной песочницы, где может произойти любая дичь, и используется все наполнение коробки, игра полностью переориентировалась на сценарии. Ход партии четко привязан к Древним, против которых вы боритесь: от них зависит и раскладка поля, и монстры с особыми ситуациями на вашем пути.

В какой-то мере игру можно считать смесью предшественниц, к которой добавили находки и удачные элементы из других игр от FFG за последние годы (например, систему квестов из «Fallout»).

 

Однако, FFG делает по Лавкрафту не только кооперативные приключения-песочницы.

Например, у них есть «Знак Древних» - сосредоточившаяся на кубиках с кастомными гранями игра. Масштаб в ней сжимается - вместо целого города, вы гуляете по ночному музею, пытаясь разгадать тайны его зловещих экспонатов. Механика же завязана на том, чтобы за несколько бросков попытаться набрать определенный результат. С каждым броском количество кубиков уменьшается, да и многие задачи требуют расставлять результаты в определенном порядке.

К ней вышло несколько занятных дополнений, позволяющих вместо музея отправиться в многострадальный Аркхэм или поехать на Аляску (к сожалению, эти дополнения официально не переводились на русский язык).

Еще одна серия издательства, «Особняки Безумия» - сценарная игра с миниатюрами. «Особняки» больше фокусируются на тайнах и окружении, чем на монстрах и сражениях. Благодаря специальному электронному приложению, вы сможете постепенно разведывать локации, обследовать укромные уголки и решать загадки. Очень трудно предугадать, откуда нанесет удар какое-нибудь чудовище. Каждый сценарий не похож на другой, и при наличии дополнений может каждый раз создаваться новая карта местности.

В каком-то роде можно сказать, что у FFG получилось сделать настольный квест – по меркам этого издательства, здесь гораздо меньше сражений. Да и последствия от неудачи гораздо болезненней, и могут быстро вас прикончить.

Другая ветвь лавкрафтовского «семейства» - «Ужас Аркхэма: Карточная игра». Это кооперативная ЖКИ (Живая Карточная Игра), которая также целиком и полностью полагается на сценарии, но отбрасывает весь пластик и кубики. Теперь игроки собирают колоды, пытаясь пройти ветвящиеся сюжеты с разнообразными исходами – и на русском для этой игры выпустили уже довольно много сценариев.

Основные плюсы карточного Аркхэма – это его нацеленность на сюжет и необычность. Подавляющее большинство карточных игр предлагают лишь бесконечно соревноваться друг с другом, и сюжет в них по сути топчется на месте. Аркхэм же вполне реально пройти, причем вместе с друзьями, и попутно насладившись конструированием своей колоды. Большой плюс в этих условиях, что в ЖКИ вы с каждым дополнением получаете четко определенный набор карт, которого хватит на всех участников (при условии, что вы будете играть за разные классы). Так что вы можете заранее рассчитывать, что соберете, а не надеяться на удачу как при покупке и вскрытии бустеров из Magic: the Gathering.

Наконец, не так давно появился «Последний Час» - упрощенная версия «Ужаса Аркхэма», где культисты уже сделали свои грязные дела и свалили в туман, оставив вас наедине с прорывающимся из другого измерения Древним. У вас еще остается последний шанс – надо восстановить ритуал по горячим следам, и воспроизвести его в обратном порядке, пока не стало слишком поздно.

Игра проще предшественников - да это уже не большое приключение с прокачкой и сбором барахла, но своя изюминка в ней тоже есть. В чем-то она похожа на головоломку, в которой приходится искать подсказки по использованным культистами оккультным знакам, и важно найти баланс между спешкой и аккуратностью.

 

«Ктулху: Смерть может умереть» – относительно недавняя игра Эрика Лэнга, автора настольных хитов с миниатюрами «Кровь и ярость» и «Восходящее солнце».

В этот раз он сделал не контроль территорий, а приключенческий боевик с миниатюрами. Небольшая группа сыщиков должна прервать ритуал по призыву Древнего, попутно нашпиговав всех потусторонних пришельцев и их прислужников свинцом. Да, вот так прямо, бесхитростно и брутально, без всяких разгадок тайн.

Глядя издалека, можно подумать, что единственное выделяющее игру свойство – это оформление и кикстартерная кампания, громко отметившаяся «миниатюрой» Ктулху совершенно невменяемых размеров. Но в действительности, у игры есть и свои фишки: атмосфера не совсем лавкрафтовская, а скорее авантюрно-мистическая, как в «Древнем Ужасе» – персонажи четко знают, что пришли избить до смерти и расстрелять тварей из других миров, и только рады подкрадывающемуся к ним безумию. Несомненный плюс - простая, и при этом повышающая реиграбельность система сборки заданий из отдельных сценариев (влияет на местность и условия победы), и Древнего (влияет на «финального босса» и его приспешников).

Наконец, чем ближе ваш персонаж к тому, чтобы сойти с ума, тем он становится сильнее – так что вы и сами становитесь заинтересованы в том, чтобы поскорее подойти к самой грани и пережить нечто кошмарное.

 

Хотя Эрик Лэнг пока не делал игры по Лавкрафту в своем любимом жанре – контроле территорий – за него это сделал Сэнди Петерсен, создав «Войны Ктулху».

В «Войнах» вы становитесь одним из четырех Древних (Великим Ктулху, Ползучим Хаосом, Черным Козлом либо Королем в Желтом), который пытается завоевать разрушенную Землю после апокалипсиса.

Эта игра нещадно съедает все возможное место на столе, как за счет гигантского поля, так и соответствующих ему фигурок (особенно Древних, которых впору считать небольшими скульптурами).

Но любить ее надо не за тягу к гигантизму, а за ассиметричные фракции – каждый Древний и его прислужники играют совсем по-разному. У всех разные условия получения новых особенностей, призыва монстров и тактика. При этом основные правила совсем простые, и легко объясняются каждому игроку (не приходится, как в том же Root, каждому по отдельности разжевывать смысл его планшета).

 

Среди прошлогодней волны локализованных настольных детективов, нашлось место и творчеству Лавкрафта в виде «Тайн Аркхэма».

В этой игре вы становитесь сыщиками, которые приезжают в Аркхэм по приглашению профессора Армитэджа. Вы будете помогать с расследованием некоторых особо загадочных и зловещих событий.

С одной стороны, это почти неприкрытый клон «Шерлока Холмса, детектива-консультанта» – а с другой, здесь есть свои особенности в механике (например, куда более жесткое ограничение по количеству ходов, и учет времени суток).

Также стоит учитывать и особый сеттинг (обычно такие игры просто делают вас полицейскими/экспертами, которые буднично ковыряются на месте преступления), и весьма неплохие художественные вставки.

 

Лавкрафт пробрался даже в евро – в настольной игре «Праздник в Кингспорте» вы становитесь лидерами зловещих культов, которых в прочих играх из этого обзора обычно приходится разгонять с Томпсоном наперевес.

Ваша задача – подготовить все необходимое к темному празднику, на котором вы будете чествовать своих нечеловеческих хозяев. Однако, все это придется делать в тайне от горожан, полиции и шныряющих по округе сыщиков. Еще весьма желательно попытаться не сойти с ума от подарков Древних раньше срока.

Основная механика – это броски и расстановка разноцветных кубиков. Чем лучше бросок – тем более мерзкой и сильной твари, божку или Древнему вы сможете воздать почести и получить ее дары.

Игра разработана авторами «Кингсбурга», и даже частично на ней основана – но не является его клоном с другим оформлением и темой. Здесь сделан больший упор на броски кубов, и у вас нет личных игровых полей. Кроме того, здешние события гораздо сильнее влияют на ситуацию, чем эффекты из «Кингсбурга».

 

Не обошли Лавкрафта стороной и ролевые игры: в первую очередь, стоит упомянуть одну из самых старых и проработанных систем «Зов Ктулху» (Call of Cthulhu) от Chaosium. На стартовый набор этой игры не так давно Crowdrepublic собирал деньги, через проект народного финансирования.

Менее именитая ролевая игра, полностью сосредоточившаяся на Лавкрафте – «Ктулху» (Trail of Cthulhu), сделанная на основе системы СЫЩИК.

Обе игры фокусируются не на том, чтобы сносить головы чудовищам, получать опыт и расти в уровне. Как и заведовал Лавкрафт, здесь прямое столкновение с чужеродным ужасом, в лучшем случае, закончится крайне неприятной и насильственной смертью вашего персонажа. А если вам не повезет, и вы выживите, скорее всего у вас просто и бесхитростно поедет крыша, что лишь усложнит жизнь вашим напарникам.

Однако стоит отметить, что лавкрафтовских монстров и некоторые мотивы его рассказов (например древних и непостижимых богов, скрывающихся под морем или в других измерениях) часто можно увидеть и в куда более «традиционных» ролевых играх. К примеру, ни Dungeon & Dragons, ни Pathfinder никогда не брезговали использовать фрагменты из его трудов.

 

Но далеко не все настольные игры смотрят на Лавкрафта серьезно, пытаясь передать дух рассказов, где герои боялись потерять рассудок от увиденного. Многие используют лавкрафтовские мотивы лишь как повод позубоскалить: среди них «Манкин Ктулху», «Миры Ктулху», «Карманное безумие», и даже дополнение к «Замесу», которое иронично и недвусмысленно названо «Неизбежный выпуск про Ктулху».

Все эти игры – относительно простые карточные филлеры, занимающие не так уж много места и времени. Тема в них используется достаточно поверхностно, и обычно даже толком не отражается в механике (разве что как-либо вводится какая-либо система безумия и едущей крыши).

 

Настольные игры, как вы могли увидеть по нашему краткому обзору, даже в пределах одной темы используют непохожий подход, и делают упор на разные детали. Поскольку творчество Лавкрафта уже давным-давно является всеобщим достоянием, можно рассчитывать что в будущем это разнообразие только увеличится.