Лучшие настольные игры для детей до 6 лет

03.03.2020 г.         Автор Елена Дёмина


Ни для кого не секрет, что дети учатся играя. И чем занимательнее и полезнее игры, в которые они играют, тем эффективнее обучение. Не забывая про обязательность выделения времени на свободную игру без всяких правил, мы решили подготовить для вас этот обзор самых популярных настольных игр самого разного типа (здесь будут описаны и карточные игры, и игры на логику, и игры-стратегии) для детей от 0 до 6 лет. Игр, где правила придется все-таки соблюдать, хотя никто не запрещает придумывать свои.

Итак, начнем.

Какое слово приходит в голову первым, когда мы говорим «настольные игры»? Скорее всего, это Доббль – игра, по праву завоевавшая множество наград в игровом мире и бешеную популярность у любителей настолок. В чем же ее секрет? В формате (небольшая круглая коробочка); в вариативности (авторы предлагают 5 игровых сценариев, но их количество можно бесконечно увеличивать); в эргономичности (приятное запоминающееся оформление и компактность).  Доббль можно адаптировать для детей от года, но в нее будет интересно играть и старшим дошкольниках, и даже взрослым. Есть данные, что Доббль применяют в крупных корпорациях для переключения внимания сотрудников с напряженной умственной работы на что-то, нельзя сказать, что расслабляющее, но точно азартное, веселое и вызывающее положительные эмоции.

По классике в Доббль играют так: каждый игрок берет по одной карте и кладет перед собой. Все оставшиеся карты помещают в стопку лицевой стороной вверх и размещают в центре стола. Игроки одновременно переворачивают свои карты и начинают искать совпадение картинок на своих картах и верхней карте в колоде. Тот игрок, который первым заметил и ОЗВУЧИЛ совпадение, забирает верхнюю карту из колоды себе. Игра продолжается, но уже для второй сверху карты из колоды. Победителем становится игрок, набравший наибольшее количество карт.

Дети до трех лет не готовы играть в режиме соревнования. Поэтому для данного возрастного тега правила можно изменить. Например, таким образом: детям раздают по две карты и они ищут общие элементы на каждой из двух пар. Или ищут общие элементы на «своей» карте и верхней карте в колоде, но не наперегонки, а по очереди. При этом важно не акцентироваться на речи, а работать с зрительным вниманием и формированием указательного жеста.

В Доббль можно играть с детьми от года. Ведь основное преимущество игры – это то, что ее достаточно вынуть из коробки и можно начинать играть без всяких объяснений. Игру с малышом можно организовать следующим образом: покажите ребенку первую карточку и назовите все предметы с нее. Покажите вторую, также назовите все предметы. Обратите внимание ребенка на то, что на двух карточках обязательно есть один повторяющийся предмет. Неделя игры в таком режиме, и словарный запас (пусть и пассивный) вашего ребенка пополнится более, чем на 50 новых слов.

После трех лет вполне можно переходить к правилам, рекомендованным авторами игры. С логопедической точки зрения, Доббль направлен на активизацию речи, на координацию речевого высказывания и действия (причем это умение не так-то просто дается и взрослым людям). Перед началом игры проговорите с детьми названия все картинок и обрисуйте условия победы: скажем, важно не схватить карточку первым, а четко и внятно назвать повторяющуюся картинку. В игру можно включить тренировку на спряжение притяжательных местоимений. То есть, произнося название повторяющейся картинки, добавлять к нему «мой/моя/мое/мои» в правильном роде и числе. Можно попросить детей не только называть то, что нарисовано на картинке, но и указывать свойство нарисованного, например, зеленая клякса, фиолетовая птичка и т.п.

Играя в Доббль, можно тренировать не только речь, но и память, в том числе слуховую. Это достигается тем, что взрослый дает задания вслух: найди картинку со свечей и собакой, возьми ее и покружись три раза и тд. Можно развивать зрительную память. Ребенку показывают одну или несколько карточек, дают время на запоминание картинок, потом карточку переворачивают и просят назвать как можно больше картинок, которые ребенок запомнил.

Все вышеперечисленные навыки будут чрезвычайно полезны в младшей школе. Именно поэтому Доббль – это игра, мимо которой точно не стоит «проходить» в магазине. Она станет верным спутником и борцом со скукой на несколько лет!

 

Забавная НЕкарточная игра Жадюги тоже, скорее всего, придется по душе детям. Ведь в ней кладики, мешочки, сокровища, яркие камушки и вот это все, что абсолютно бесценно в детстве. Кроме того, Жадюги это про азарт, удачу и умение вовремя остановиться – очень важный навык, приобрести который детям не так-то просто.

В игру могут играть до 5 человек. Каждому игроку выдается по мешочку с камнями. В мешочек кладется по 5 золотых самородков, по 4 белых, серых и черных булыжника, по одному изумруду и рубину. Первым ходит самый младший игрок. В свой ход можно вытащить столько камней из мешочка, сколько позволяет вам ваша жадность, но нужно быть осторожным. Если попадутся два булыжника одного цвета, то все уже добытое золото придется сдать (вернуть в мешочек). Самая большая драма разыгрывается, если игрок последовательно достал два черных булыжника. В этом случае он, во-первых, возвращает все свои камни в свой мешочек. Во-вторых, все игроки последовательно тянут камни из своих мешочков до тех пор, пока не добудут по самородку. Самородки игроки оставляют себе, а все остальное складывают в мешок не в меру азартного игрока. Драгоценные камни интересуют игроков в меньшей степени, чем самородки, но они обладают интересными эффектами, очень разнообразящими игру. Например, если игрок достал рубин, он должен немедленно достать еще два камня из мешочка. Нужно отметить, что все камни на ощупь и по размеру совершенно одинаковые, поэтому угадать слитки еще в мешочке не получится.

Динамика игры сочетает в себе элемент удачи и побуждает игроков независимо от возраста к азарту. Азарт – это неплохо, это чувство понадобится ребенку в дальнейшем, ведь жизнь еще не раз и не два заставит участвовать в разного рода соревнованиях, к этому определенно нужно быть готовым. Игра Жадюги поможет детям научиться самоконтролю, осознанному риску и научит их вовремя останавливаться.

 

Следующая игра, находящаяся уже на границе возрастного диапазона, это Ticket to Ride Junior: Европа. В игру могут играть одновременно до четырех человек, игра рассчитана на ребят от 6+. Зато Ticket to Ride Junior: Европа совершенно точно можно считать игрой-проводником в мир взрослых игр. Junior адаптирована для детей таким образом, чтобы раунд длился не полтора часа, а 20-30 минут. Реализовано это за счет уменьшения общего количества игроков (версия предлагает вагончики четырех цветов) и количества цветов путей (6 вместо 8ми во взрослой версии). Кроме того сеттинг игры специально ориентирован на детскую аудиторию: игровое поле красочное, яркое, привлекательное, содержит интересные сведения о достопримечательностях европейских городов. Неплохой шанс заинтересовать старших дошкольников географией и тягой к путешествиям.  Задачей игроков является проложить как можно больше железнодорожных маршрутов между городами, каждый законченный маршрут дает призовую карточку. Если игрок набрал 6 карточек, игра заканчивается, так как победитель – вот он, выявлен. На взгляд автора статьи, у игры не самые простые правила, в них нужно вникнуть, в то же время они не настолько сложные, чтобы ребенок потерял интерес к игре в принципе. Ticket to Ride Junior: Европа – отличная игра для семейного досуга, обучающая детей стратегическому мышлению, позволяющая родителям лучше узнать своих детей, выявить их слабые и сильные стороны.

 

Еще одна классная игра на скорость реакции и мелкую моторику – это Скоростные колпачки, которая будет интересна не только детям, но и взрослым. Правила очень просты: играть можно компанией до четырех человек, каждый игрок берет 5 колпачков разного цвета. В центр поля так, чтобы каждому игроку было удобно достать, положите мелодичный (что немаловажно) звонок. Рядом разместите карточки с заданиями рубашкой вверх. По команде переверните первую карточку. Задача участников – выложить последовательность колпачков ровно в том порядке, как это указано на картинке, и нажать на звонок первым. Все не так просто: колпачки могут быть нарисованы как в виде вертикальной пирамиды, так и в виде горизонтальной последовательности или вообще зашифрованы в виде подобных друг другу предметов разных цветов.

Автор статьи обожает игры с простыми правилами, и Скоростные колпачки – именно такая игра. Вместе с тем за счет динамики и соревновательности в нее будет интересно играть, как ребятам от 3-4х лет, так и их родителям. Игра тренирует внимательность, четкость действий, отрабатывает навык взаимодействия с противником. И, в конце-концов, в нее не так драматично проиграть.  Игра играется быстро, у конкретного ребенка всегда будет шанс выиграть в следующем раунде. Быстрые руки и быстрый ум – вот лозунг Скоростных колпачков!

 

Еще одна отличная игра, развивающая внимательность, слуховую и зрительную память, логическое мышление, - это Барабашка. Дружелюбное привидение, живущее в волшебном замке, фотографирует свои любимые предметы (их набор странный, но забавный) и делает селфи. Парадокс в том, что объекты на фотографиях получаются немного не такими, какими они являются на самом деле. Красное кресло может выглядеть синим, серая мышка побелеть, а синяя книга внезапно стать зеленой. Задача игроков отследить все эти несовпадения и громко заявить о них, зарабатывая тем самым победные баллы.

Механика игры похожа на алгоритм поиска правильного ответа игры Сет с той разницей, что в Барабашке контролируется не 4, а всего два признака: форма и цвет. Карточки, выполненные в пластике, и приятные на ощупь деревянные фигурки, делают игру износостойкой (что важно, если мы говорим об использовании игры детьми) и привлекательной даже для самых маленьких игроков. Разработчики рекомендуют игру для аудитории от 3-4х лет, но на самом деле, меняя правила, её можно адаптировать для детей, младше заявленного возраста.

Начать можно со знакомства с фигурками. Взрослый-ведущий расставляет фигурки по кругу в центре стола и называет каждую из них. Дети должны запомнить название каждой + свойство: синяя книга, зеленая бутылка и тд. Затем задание несколько усложняется, ведущий предлагает «неправильные», то есть несоответствующие действительности сочетания: белая мышка, серая бутылка. В этом случае ребенок хватает фигурку только тогда, когда ее свойство ведущим названо правильно. Что тренируется на этом этапе? Слуховая и зрительная память, правила взаимодействия с остальными участниками игры, основанные на взаимоуважении и здоровой конкуренции.

После того, как первый этап освоен, можно переходить к карточкам. Теперь ребята ориентируются не на слова ведущего, а на изображение с верхней открытой карточки из колоды. Однако задача остается прежней: первому схватить фигурку, если она в точности совпадает с открытой картинкой. Правила можно изменить таким образом, чтобы не только хватать, но и проговаривать название фигурки вместе со свойством. Отработали совпадение? Переходите к игре на Несовпадения (это когда нужно схватить или назвать фигурку, которая не совпадает с картинкой ни по цвету, ни по форме).

Так, шаг за шагом, родитель или педагог сам понимает, в каком темпе дети осваивают игру и готовы ли переходить к оригинальным правилам. Правила можно усложнить, добавив в игровой процесс упражнения на координацию речи и движений. Например, назвав красный диван, нужно поднять вверх правую руку, схватив серую мышку, пропищать три раза и тп.

Для совсем малышей играть можно еще и по такому сценарию: взрослый расставляет фигурки, просит запомнить их, а потом прячет одну из них. Ребенок должен назвать спрятанную фигурку. Или чуть сложнее: не прячет, а меняет местами. Или, например, ставит бутылку за кресло, а мышку на книгу. Так с детьми тренируют понятия: под, на, между, за и др.

Барабашка – очень полезная игра с точки зрения тренировки социальных навыков. Она учит соблюдать правила, конструктивно контролировать эмоции, принимать проигрыш и радоваться выигрышу таким образом, чтобы остальным участникам не было обидно. Игра помогает родителям лучше узнать своих детей. Все это, несомненно, пригодится вам и вашему малышу уже вне игрового поля: в детском саду, на днях рождения, в школе и, в целом, обществе.

 

Объемная игра-«бродилка» Выдерни морковку станет новым этапом на пути освоения счета и соблюдения несложных правил самыми маленькими игроками. В игру могут играть до 4х ребят. Первым делом дети выбирают зайцев своего цвета, берут верхнюю карту и ходят в соответствии с числом на карте по игровому полю, которое представляет собой зеленый холм с тропинкой, ведущей к большой хрустящей морковке. Отдельные карты обязуют игроков поворачивать морковку, при этом меняется расположение нор на холме. А норы опасны тем, что зайцы могут в них упасть. Такой упавший заяц сходит с дистанции. Игра предназначена для самых маленьких игроков, она учит считать до 3 и следовать понятным и логичным правилам.

 

Когда шашки уже немодно, шахматы слишком скучно, крестики-нолики несут в себе 0,0 интриги, на помощь приходит логическая игра Коридор от Gigamic. Будучи продуктом Gigamic, игра имеет приятное и качественное исполнение: деревянные фигурки и перегородки; ее можно приобрести как в классической, так и в миниверсии. Также существует детская версия Коридора, которая отличается чуть меньшим размером игрового поля (7х7) и сеттингом: малыши точно больше заинтересуются разноцветными героями-зверушками нежели минималистичными фишками взрослого комплекта. В коридор можно играть вдвоем или вчетвером. Пусть малыши выберут героя любимого цвета и поставят его на своей стороне игрового поля. Объясните ребятам, что в свой ход можно либо переместить героя, либо поставить перегородку на пути героя соперника. Ставя перегородки, важно не увлечься и не навредить в конечном итоге самому себе. Чем полезна игра Коридор в части работы с детьми? Прежде всего, она учит логически мыслить. Она учит принимать тактические решения и продумывать свои действия на несколько шагов вперед. Игру удобно брать с собой в дорогу и, конечно, она хороша тем, что не требует долгих и нудных объяснений правил. Коридор понравится взрослым, которые (как автор статьи) не очень любят сюжетно-ролевые игры. Коридор понравится детям, так как партии сравнительно короткие, и игра детям не успевает надоесть. Кроме того, игрокам постоянно приходится находиться в активном взаимодействии, ведь их решения влияют не только на ход игры, но и друг на друга, - это всегда интереснее, чем никак не связанные шаги противников на пути к победе. В общем, можно сказать, что Коридор – это новые шахматы своего рода.

 

Очень динамичная игра на быстроту реакции Ответь за 5 секунд. Детская версия – прекрасный повод собраться всей семьей от мала до велика. В коробке 354 двусторонние карты с заданиями разной сложности. Желтая сторона для детей помладше, красная – для более опытных игроков. Ответь за 5 секунд – масштабируемая игра, это означает, что существует взрослая версия, в которую можно играть участникам от 8 лет. По сути Ответь за 5 секунд является викториной. Игрокам предлагается быстро ответить на вопросы типа «Назови две ближайшие улицы» или «Перечисли трех животных из Африки». Время ответа контролируется смешным таймером. Перед началом ответа ведущий переворачивает таймер, шарики опускаются по спирали и к моменту, когда они опустятся вниз, пройдет ровно 5 секунд. Кроме того, чтобы не было скучно, таймер производит смешные булькающие звуки. Что тренирует эта игра? Скорость реакции. А также расширяет кругозор. Учит здоровому соперничеству и следованию несложным правилам.

 

Все новое – это хорошо забытое старое, так и Айс Класс, на самом деле, представляет собой не что иное, как инкарнацию Чапаева, адаптированную для детской аудитории. Впрочем, взрослые любят эту веселую и азартную игру не меньше. Что требуется от участника: ловкость пальцев (мелкая моторика), некая натренированность и хорошее настроение. Если с последним дела обстоят не очень, Айс Класс его обеспечит сам по себе. Четыре разноцветных пингвина гоняют по классам по время школьной перемены, собирая рыбу и предаваясь безудержному фану катания по ледяным полам. Каждый из пингвинов по очереди «надевает» маску строгого дежурного и отлавливает нарушителей дисциплины. Игрок может забрать рыбок своего цвета только, если пингвин проскочил через дверной проем и не застрял в ней. Раунд заканчивается, когда кто-то первым собрал все свои 3 рыбы. Игра заканчивается, когда каждый из игроков попробовал себя в роли дежурного. Побеждает набравший максимальное количестве победных очков. Игра вышла на рынок не так давно: всего лишь в 2016 году, но уже успела завоевать ряд серьезных игровых наград причем совершенно справедливо.

 

Добрая и невероятно красивая игра Имаджинариум Детство станет одной из любимых семейных игр. Это та самая игра, которая вызовет эстетический восторг по поводу всех ее деталей, начиная от карточек с заданиями, которые выглядят как милые открытки в стиле фэнтези, заканчивая фишками из прозрачного пластика в виде слонов с крылышками. Ведущий загадывает ассоциацию с одной из карт из руки, озвучивает ее и выкладывает карту рубашкой вверх на стол так, чтобы другие игроки не видели загаданной картинки. Ассоциация может быть практически любой. Единственными «ограничениями» для полета фантазии являются типы камешков, на которых стоят игроки. Скажем, если игрок располагается на камне с книжкой, то ассоциацию он должен начать со слов «давным-давно» и тп.  Остальные игроки выбирают из своего набора карт наиболее подходящую к той фразе, которую озвучил ведущий, и также выкладывают их на стол рубашками вверх. Ведущий перемешивает карты и открывает картинки. Далее все игроки, кроме ведущего, пытаются угадать, какую именно картинку загадал ведущий. В зависимости от того, угадали ли игроки картинку, сколько игроков угадало, каждый из игроков, включая ведущего определяет количество шагов вперед или назад, которые им предстоит сделать по игровому полю. После перемещения по полю раунд заканчивается. Миссия ведущего переходит к следующему игроку. Оригинальные правила не слишком простые, особенно для детей младше 6ти лет, но и игра изначально ориентирована на ребят этого возраста. Правила можно видоизменить, отказавшись от игрового поля в принципе, и работать только с картами. Имаджинариум легко масштабируется не только вниз, но и вверх по возрастной шкале, недаром существует и взрослый Имаджинариум и огромное количество дополнений к игре. Игра развивает воображение и логику, обогащает словарный запас и расширяет кругозор. Это отличный подарок как для своей собственной семьи, так и для друзей, особенно если у вас приняты совместные посиделки за настолками.

 

Старший дошкольный возраст – это хорошее время, чтобы впервые попробовать силы в играх-стратегиях, например, в игре Колонизаторы Junior. Здесь все по-взрослому: игроки выбирают свой цвет, разбирают фигурки кораблей и лагерей и начинают строить колонии на островах, которые обеспечивают им добычу, а значит новые колонии, и в конечном итоге приводят к победе. Партия заканчивается после того, как один из игроков построил 7 пиратских лагерей. Этот игрок и становится победителем. Чтобы играть в эту игру, дети должны быть психологически готовы к тому, что будут победивший и проигравшие. То есть они должны к тому времени научиться адекватно принимать любой финал игры. Колонизаторы Junior учит мыслить стратегически и договариваться с соперниками, обмениваясь добычей. Игра также показывает, что решения часто принимаются в условиях ограниченности ресурсов, что при переносе с игровой модели в поле реальной жизни оказывается весьма полезным навыком. Все вышеперечисленное особенно хорошо тем, что дети обучаются исподволь, в легкой и интересной форме, в атмосфере азарта и здорового соперничества.

 

Отличная игра для знакомства малышей с буквами – это собственно Зверобуквы, название которой говорит само за себя. Игрокам предлагается один из 4х комплектов букв. Такое разбиение на комплекты обеспечивает оптимальное количество карт и позволяет охватить все буквы алфавита.

Карты с буквами перемешиваются и раскладываются квадратом 3х3 или прямоугольником 3х6 в центре стола. Рядом кладутся также перемешанные карты со зверями. Каждый раунд разыгрывается одна карта зверя. Ребятам предстоит открыть все буквы, которые входят в название этого зверя. Карту забирает тот игрок, который открыл последнюю букву. По итогам игры ведущий подсчитывает, у кого сколько зверей. Игрок, собравший максимальное количество зверокарт, побеждает. Как видите, правила элементарны. Но от этого игра отнюдь не проигрывает, так как позволяет включить в игровой процесс самых маленьких игроков и может стать самым настоящим первым шагом к изучению азбуки.