Карманный детектив - наши тоже могут!

05.08.20 г.             Автор Фрэнк Коломбо

Обзор игры «Карманный детектив. Дело №1 Убийство в университете»

Есть у меня такая черта – люблю я расследовать. Мне нравятся детективные фильмы, книги, да что там говорить, моя работа – долгое время была связана с расследованием и сбором информации. Профессию в итоге я сменил, а старые привычки остались.
В итоге, в какой-то момент я поймал себя на мысли, что хочу какую-то небольшую и недорогую «настолку» с детективным сюжетом, пощекотать нервы, вычислить злодея, погрузиться в полицейскую рутину, и вообще, «моя «Беретта» нервно зашевелилась под курткой…» (с)
При беглом изучении предмета – выбор, что естественно в первую очередь пал на серию «Элементарно!», - пожалуй самую популярную, судя по отзывам, серию компактных детективов. В то же самое время я обратил внимание на игру под названием «Карманный детектив. Убийство в университете».
Через некоторое время пришло понимание, что эта игра – от российского разработчика «Jet Games Studio», и издало ее «Lavka Games», что она потолще «Элементарно!» (72 карты вместо 37) и …все. Не считая пары-тройки распаковок на ютубе – особого продвижения у игры не было, поэтому кому-то, возможно, поможет мой небольшой текстовый обзор без спойлеров.   
 
Я далек от мысли, что если – российское – значит,  либо клон западного, либо хуже, поэтому не раздумывая,  решил дать игре шанс себя порадовать (а возможно, и удивить).  В итоге, заказал игру за честные 299 рублей, что в принципе, считаю адекватной ценой за подобное развлечение.
Коробочка оказалась достаточно увесистой, что не отменяет факта компактности «Карманного детектива». Сразу хотелось бы оговориться, что мы не минуем сравнения с «Элементарно!», в силу их  «детективности», общих механик и карточной составляющей расследования.
В отличие от «Элементарно!» - вкладыш с правилами и предысторией отсутствует, и все обучение подается посредством карт, из которых, по сути, не игровой является только карта с благодарностями и авторами.  
Краеугольным отличием от «Элементарно!» я бы назвал наличие «мастей» и определенного маневра в игре. Если в «Элементарно!» мы потрошим карта за картой всю колоду, то в «Карманном детективе» половины карт мы можем и не увидеть. То есть, после небольшого вступления, в стиле: «Андрюха, у нас труп, возможно криминал, по коням», карты выкладываются по мастям от «В» до «G». Масть «А» включает в себя обучение и завязку сюжета. Каждая масть является составляющей частью игры – то есть, к примеру, масть «В» – это база данных, какие-то масти отвечают за алиби действующих лиц, какие-то за допросы.  Далее, все зависит от того, что вы будете предпринимать походу игры, чтобы раскрыть убийство, и игра может пройтись быстро, а может и затянуться. Сам автор указывает, что схватить всех злодеев можно за десять ходов, то есть при игре вдвоем – фактически по пять на человека.
 
Касательно вариативности геймплея – она, в отличие от «Элеменатрно!» выше на голову. Не вдаваясь в подоплеку сюжета, условно говоря – свидетеля можно допросить, проверить алиби, собрать досье, проверить банковские счета, а иногда, чего уж там, и задержать до конца следствия, при этом риск ошибиться не исключен. Каждое новое действие, то есть открытие карты влечет за собой, как последствие – в виде потери времени или значка недовольства, так и дополнительный маневр, таким образом, постепенно и развиваются, подобно безмятежной сакуре, веточки геймплея. Реализовано это посредством переходов, оформленных, как ссылки в интернете. То есть, если вы выбираете действие опросить соседей – игра вам говорит: «Возьми карту F5», там открывается ряд последствий и действий – но принимает решение уже следующий детектив, сидящий с вами за столом, который может подозревать совершенно другого фигуранта.
Мы играли в «Карманного детектива» с женой – и уже через 15 минут переругивались, имея разные точки зрения на дальнейший ход расследования, как в настоящем детективе. На всю партию – к слову у нас ушел час с хвостиком, минут пятнадцать из которого – мы спорили относительно правил. С моей точки зрения – информация, представляемая в качестве обучения крайне не полна, половину правил, мы понимали уже походу игры, и в этом кроется небольшой минус.
В художественном плане – нам все понравилось, ярко и емко выглядят не только сами карты, но и рубашки мастей. Хотя справедливости ради, картинок на картах не так много, большая часть информации подается через текст, но его шрифты и стилизация сделаны с большой любовью к деталям.
 
Понравилось внимание автора к рутине следствия и криминалистики. Допросы, заключения экспертиз, опросы соседей, изучение отпечатков пальцев, задержания – все это следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия, и они реализованы вполне к месту. Можно при желании сыграть по ролям, один отыгрывает следователя, второй оперативника. Мало того, отчитываемся мы, в итоге, в местной прокуратуре.
Что до истории, на лавры Жана Кристофа Гранже  она, конечно, не претендует, достаточно простая, как и сложность дела, но логичная и не лишенная поворотов. Единственный нюанс в том, что по наитию, принимая верные решения, мы раскрыли преступление, но пропустили и подсунутого злодеями козла отпущения и способ убийства, и много других любопытных деталей. Ощущение от этого факта сложилось смешанное – это как прочитать завязку сюжета в детективной книге, а потом пролистать 600 страниц повествования и открыть эпилог, чтобы узнать, кто же убийца.
И так – резюме.
С точки зрения геймплея и механики – игра интересная и скоротать половину вечера за ней вполне не жаль. Вместе с тем, все пока достаточно сыро, и подлежит дальнейшей обкатке в следующих расследованиях и более масштабных делах.  С моей точки зрения «Карманный детектив. Убийство в университете» – годная  альтернатива любой из колод «Элементарно!»  
     С точки зрения дизайна – круто, я не привередлив, но мне понравилось. Картинки сочные, держать карты в руках и изучать на них улики – интересно, тексты стилизованы хорошо.
С точки зрения истории – просто, при этом большую часть можно пропустить, самому того не ведая, принимая верные решения. Чем это лечить тоже не ясно, поскольку игра поощряет скорейшее распутывание клубка сюжета.
Отдельным пожеланием авторам отметил бы, более внимательное отношение к обучению игрока.  По-моему, правила необходимо разжевать чуть больше, к примеру, до определенного момента – мы с женой не переходили по ссылкам с «недовольной мордой», поскольку ждали ее появления в отыгранных картах.
Любителям за вечер распутать небольшую интригу и наказать виновных – рекомендую. При должном подходе «Карманный детектив» имеет все шансы стать крепкой серией и пойти в массы!

 

Обзор игры «Карманный детектив. Дело №2 Опасные связи»

В обзоре на Дело №1 я выразил надежду, что франшиза, в дальнейшем может выстрелить и найти своего игрока. Кроме того, я указывал на определенные нюансы, которые не то, чтобы меня от игры оттолкнули, а немного ее осложнили или вызвали недопонимание. Указывал на неполноту правил и тот факт, что из-за простоты расследуемого дела пропустил половину сюжетных твистов.

Изначально не хотел писать полноценный обзор на второе дело Карманного детектива, потому что основные механики рассказал в обзоре про первую, но внезапно игра меня удивила, причем удивила в приятную сторону, и так, что же в ней изменилось.
Первое, что бросилось в глаза это то, что шкуру сотрудников правоохранительных органов мы сменили на нелегкую долю журналистов, случайно оказавшихся в центре событий. В результате, завязка более не подходит на классический российский детективный сериал, а напоминает скорее какой-нибудь «Зодиак», хоть и значительно меньший масштабом.
Данное нововведение реально оживило игру. Во-первых, в игре нас, неким незримым NPC, гоняет шериф, и мы можем, как избежать его гнева, так и загреметь за решетку, что в конечном итоге, повлияет на итоговый результат. Кроме того, в игре появились дружественные NPC, которые готовы не подсказать, но направить расследование в нужное русло.
В силу отсутствия доступа к доказательствам и официальному расследованию, нам, как натуральным дотошным журналистам приходится периодически преступать закон, заниматься подкупом должностных лиц и свидетелей, проникать в чужие дома, подсматривать, подслушивать, лезть во все щели, чтобы выяснить наконец, что произошло. Отчитываемся мы, к слову, теперь не в прокуратуре, а в редакции своего издания.
История, тоже обросла деталями и все далеко не так очевидно, как было в первой игре серии. Не буду «спойлерить» сюжет, но для примера – потерпевший является должником, рыбаком, страховым агентом, мужем, астматиком и играет на бирже, и за свою жизнь много кому успел перейти дорогу.
Запутанность дела подталкивает к его изучению, развилок в расследовании стало ощутимо больше чем в первой части, даже на старте их уже три, а сама история более перченая и имеющая нужный хороший детективный нерв.
Бремя журналистов в деле, мы взяли вдвоем с женой и скажу по секрету, наши мнения в середине расследования – круто разошлись, в результате чего, лишь один из нас сделал правильные выводы, что говорит об определенной сложности дела и разбросе версий и мотивов злодеев игры.
Резюмируя, продукт вышел намного более цельным и качественным чем первая часть игры. Возникло ощущение полноценного вариативного квеста со всеми вытекающими последствиями, и если ко второй части было что-то вроде любопытства, учел ли автор недоработки первой игры, то третью я буду пробовать, скорее предвкушая хорошее обстоятельное расследование с мощной развязкой. Вместо постскриптума хотел бы отметить, что игра мне понравилась больше чем «Элементарно» именно своей цельностью и тем, как за друг друга цепляются крючки сюжета, запуская новые шестеренки взаимодействия и расследования. Что до геймплея, его я описывал в обзоре к первой части, и кому интересно, можете прочесть. Если первая часть внушала осторожный оптимизм, то вторую любителям детективных историй – я смело рекомендую – все стало больше, сильнее и интересней.

 

 

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв